понедельник, 13 мая 2013 г.

Пока я жива... . Дженни Даунхэм.

В данном обзоре я собрала много различных выписок из книги. Но если вы их прочтёте, то, как я думаю, это не отразится на вашем будущем восприятии книги. Наоборот, поймёте, хотите ли вы читать что-либо подобное. Если же вы не любите узнавать что-то из сюжета, то можете просто пропускать те строки, которые выделены жёлтым или/и голубым цветами. Приятного чтения!

   Так получилось, что за день до знакомства с этой книгой, я прочитала книгу Синельникова "Возлюби свою болезнь". Там говорилось о том, что любая болезнь даётся человеку не в наказание, а, совсем наоборот, это своеобразный сигнал организма, его позитивное намерение сказать нам о том, что мы должны изменить что-то в себе.


     А в данном произведении речь идёт о молодой девушке Тессе, которая больна раком. Её болезнь прогрессирует, и врачи опускают руки. Её мать и отец в разводе, поэтому Тесса живёт со своим отцом и с младшим братом. Мать мало общается с ними, несмотря даже на то, что диагноз поставлен давно, и жизнь Тессы может оборваться в любой момент. Отец бросил работу, и ухаживает за дочкой. Он её очень любит, но в тот момент, с которого начинается повествование, отец Тессы уже сильно вымотан, и, как показалось мне, начинает терять всякую надежду на выздоровление любимой дочери.

     Что чувствует Тесса? О чём может думать и мечтать шестнадцатилетний подросток? Она составляет свой список желаний, который спешит исполнить, пока она жива. Он состоит из десяти пунктов, которые ей удаётся воплотить в жизнь. Одни желания вполне безобидные, но есть и такие, которые противоречат закону, да и, вообще, аморальны.

     Странные желания главной героини. Я не знаю, как можно их ещё назвать. Очень странные. Неужели человеку, который знает, что его дни сочтены, может прийти в голову желание нарушать законы, желание попробовать наркотики и другое? Я не знаю. Но я не осуждаю героиню, я не знаю, что делала бы на её месте я. Тессу я могу понять. Ей всего шестнадцать... Господи, да у неё ещё вся жизнь ... должна быть впереди.

     Но что хотела сказать нам всем этим автор? Дженни Даунхэм хотела донести нам мысль о том, что жизнь каждого непредсказуема, что мы не знаем, что будет завтра, и поэтому мы должны ценить каждый момент, каждую возможность, пока мы живы.... Но всё это никак не вяжется с наркотиками, с сексом не по любви и другими опрометчивыми поступками её главной героини.

     В аннотации к книге есть такие слова: ""Пока я жива" - честный, смелый и невероятно жизнеутверждающий роман. Он в полном смысле слова останавливает время, напоминая о том, что нужно ценить главное, ловить момент, быть смелее в желаниях и наслаждаться приключениями, которые нам дарит каждый день."

     Быть смелее в желаниях? Наслаждаться приключениями? Я боюсь, что подростки могут сделать неправильные выводы для себя. Книгу обязательно нужно дочитывать до конца. Там вся суть. Там весь смысл. Нужно читать между строк.

" Может, нам не надо заниматься сексом. Мы просто полежим, обнявшись, под одеялом и заснем. Быть может, мы полюбим друг друга. Он найдет средство, которое меня вылечит и я буду жить вечно. "

    Да, книга, безусловно, заставляет задуматься о жизни. В душе что-то переворачивается.  

     Тессу можно обвинять в эгоизме, но я так не считаю. Это просто банальный юношеский максимализм. Мы все так ведём себя в подростковом периоде! В 14-16 лет кажется, будто ты центр Вселенной, и должно всё быть именно так, как хочешь ты. Поэтому я вполне нормально реагировала на подобные выходки главной героини. Неудивительно, что Тесса очень требовательна к окружающим, что порой она становится невыносима! В то время, когда большинство подростков познают тайны взрослой жизни, когда они понимают, что жизнь прекрасна, и что ещё столько интересного впереди, Тесса знала, что жизнь её скоро оборвётся, и что нельзя ничего изменить. Болезнь прогрессирует, а она так хочет радоваться жизни.

" Папа говорит, что ты должна каждое утро вставать с постели и чем-нибудь себя занимать.
 Я отбрыкиваюсь, натягиваю одеяло на голову:
-А мне наплевать! Катись из моей комнаты! "

" -Заткнись,-обрываю я,потому что нигде в правилах не сказано,что я должна радоваться всему,на что соглашаюсь. "

" -Знаешь,я думаю, тебе нравится, что ты больна.
  -Ты уверена?
  -Ты не можешь быть как все.
  -Ты права, так оно и есть. Какая ты умная! Хочешь, поменяемся?
  -Мы все умрем, - произносит Зои так, словно это только что пришло ей в голову и она ничего не имеет против такой перспективы. "

"-Почему ты решила поехать именно на море? –интересуется мама.
 -Просто захотелось.
 -А почему на папиной машине?
 Я пожимаю плечами:
 -Вождение было в списке.
 -Видишь ли, - начинает мама, - ты не можешь все время делать то, что тебе захочется. Нужно думать и о других. О тех, кто тебя любит."

" -Я не могу тут остаться, мне завтра нужно в колледж.
  -Тебе вечно нужно в колледж, -отмахиваюсь я. – И у тебя еще много дней впереди.
Кажется, это прозвучало очень убедительно и, похоже, заткнуло Зои рот. Она садится, прислоняется к стене и смотрит в небо. "

     Будь она чуть постарше, мне кажется, она не стала бы вести себя подобным образом. Просто она ещё была слишком молода, и много чего не знала. Её отец искал разные методы лечения, постоянно говорит о правильном питании, но почему он не понял простого, что ей просто не хватало любви. А мать?

" Адам закатывает глаза, давая понять, что я невыносима. Так сложно получить то, что хочешь. А вдруг люди соглашаются со мной лишь потому, что чувствуют свою вину? Мне же нужно, чтобы Адам сам хотел быть со мной. Как отличить одно от другого?" 

     Над многими строчками в романе я долго думала. В них есть какая-то своя правда. Печальная и страшная.

" В голове всплывает слово «вечность»: я думаю о том, что мертвых больше, чем живых, и нас окружают призраки. Мысль утешительная, но легче мне не становится. " 

На всём протяжении романа мы наблюдаем за противоречивыми чувствами и мыслями главной героини. Но всё-таки, как думаю я, Тесса меняется в лучшую сторону. Вы в этом сможете убедиться, если узнаете о дальнейших желаниях Тессы. Они сильно отличаются от её первых желаний. И этим самым это произведение меня тронуло. Я не буду писать здесь о желаниях главной героини, просто прочтите её некоторые мысли, и вы поймёте о чём я говорю.

" На самом деле я хорошая, и мы бы, наверно, с ней подружились. Но времени нет." 

"Я, словно призрак, постепенно покидаю свое тело." 

" Но все теплое со временем остынет. Отвалятся мои уши, растают глаза. Сожмутся челюсти. Губы превратятся в клей. " 

" Это действительно случится. Меня предупреждали, но все идет быстрее, чем можно было предположить. Я правда не вернусь в школу. Никогда. Я никогда не стану знаменитой и не оставлю по себе ничего полезного. Не увижу, как вырастет брат. Не буду путешествовать, зарабатывать деньги, никогда не сяду за руль, не влюблюсь, не уйду из дома, да и собственного дома у меня не будет.
 Это все правда."

" Но вот автомобиль набирает скорость; мы проносимся мимо незнакомых прохожих, и я замечаю, до чего красивы люди. Я знаю, что умру раньше, но все они постепенно последуют за мной."

" Я думаю о птице, о кролике Кэла. О всех живых существах, умерших в нашем саду; теперь их скелеты теснятся под землей. " 

" Допустим, я умру. И ничего больше не будет. Остальные будут жить, как жили, в своём собственном мире – обниматься, гулять. А я останусь в этой пустоте и буду беззвучно стучаться в разделяющее нас стекло. "

     Но Тесса боролась, она хотела жить, но почему-то не могла поверить в то, что она сможет выздороветь, что она будет жить... .

" Это несправедливо. Я не хочу умирать вот так, толком не пожив. Я понимаю это с ослепительной ясностью. В сердце даже шевелится надежда-бред. Пока я не умерла, я хочу жить. Все остальное не имеет смысла." 

 " Сколько я еще протяну? Неизвестно. Я знаю только, что выход у меня один: либо валяться под одеялом и умирать, либо снова взяться за список и жить. " 

" -Я выздоровела! –Я так взволнована, что говорю с трудом. –Мне нужно остаться здесь, в лесу. Нужно бежать из современного общества со всеми его изобретениями: тогда я перестану болеть. Если хочешь, живи здесь, со мной. Мы выстроим шалаш, расставим капканы. Будем выращивать овощи. "

 " Вообще-то я верю, что в жизни всё происходит случайно. Если бы желания сбывались, мои кости не болели бы так, словно им тесно внутри. Глаза бы не заволакивала пелена, которую ничем не отогнать.
 Но когда я смотрю, как Адам идёт по дорожке, мне кажется, что выбор есть. Быть может, во вселенной царит хаос, но я могу кое-что изменить. "

     Можно говорить о том, что автор не полностью раскрыла данную тему. Но, я думаю, что такая тема настолько обширна, что мы никогда не узнаем в одном произведении всю правду, никогда никто не сможет охватить и описать всё, что может чувствовать обречённый человек.

     Как складно Дженни Даунхэм удалось рассказать нам о чувствах умирающей Тессы с помощью описания природы. Вы только посмотрите!

 " Я чувствую слабость в ногах. Вчера я толком ничего не ела, и теперь мне кажется, будто я стала прозрачной. Схватившись за спинку кровати, я ковыляю к окну и выглядываю на улицу. Еще рано; в бледно-сером небе тускнеет луна."

" Чай согревает желудок.Пасмурное небо яснеет и тут же снова хмурится. Даже погода не может решить,что ей делать,мечется и совершает ляп за ляпом. "

     Тесса, безусловно, боролась, боролась как могла и как умела. Именно поэтому после прочтения этой книги вы, непременно, задумаетесь о своей жизни, о том, на что вы её тратите.

     Бунт юной больной девушки отзовётся эхом в каждом человеческом сердце.

" Это неправильно. Все должно быть иначе. Не вдруг, как под колесами машины. Не этот странный жар, как будто у меня внутри сплошной синяк. Лейкоз прогрессирует постепенно. Я должна слабеть, пока мне наконец не станет все равно.
 Но мне не все равно. Когда же оно наступит, это безразличие? "

" Я хочу умереть по-своему. Это моя болезнь, моя смерть, мой выбор.
 Вот что значит принимать все как есть. "

 " - Иногда здорово почувствовать себя кем-то другим. " 

    У Тессы на счету каждый прожитый день.(" Это всего-навсего сто шестьдесят дней. " 
" Как же им легко говорить о будущем. " "До мая сто пятьдесят четыре дня. ")

Представьте себе, как не хочется ей тратить эти уходящие дни на то, чего она не хочет, на то, что ей чуждо и противно.

" -Это мой организм. Я могу делать что хочу!
  -Значит, тебе теперь наплевать на свой организм?
  -Он мне надоел! Мне тошнит от докторов, игл, анализов и переливаний крови. Я устала быть день за днем прикованной к кровати, в то время как вы все живете своей жизнь. Ненавижу! Ненавижу вас всех! Адам уехал на собеседование в университет, ты знал об этом? Он будет жить еще много лет, будет делать все, что пожелает, а я через пару недель буду лежать под землей!
  -Что я могу для тебя сделать? Чего тебе хочется?
  -Увидеть ребенка Зои. Закончить школу. Стать взрослой. Путешествовать по миру. "

     Сердце сжимается от таких слов и мыслей. Но есть же у Тессы надежда, маленькая искорка на счастье: " Мое сердце глухо стучит. Я полна жизни. " Стоит только вникнуть в её слова, обдумать и сопоставить их ( глухо и полна ). Сколько противоречия! Мне кажется, автору очень хорошо удалось передать ту безысходность, то разочарование в жизни и одновременно потребность в ней главной героини. 

     Но никто не рождается на земле случайно, у каждого есть своё предназначение. И Тесса несмотря на свой молодой возраст, успела познать свою истину, она не просто так пришла в этот мир. 

" Я полна жизни и счастлива, что сейчас, здесь, на этой земле, мы вместе. "

" Найти перед смертью любовь, чтобы тут же от нее отказаться, -на редкость злая шутка. Но я должна это сделать. Так лучше для нас обоих. Иначе будет еще больнее, чем сейчас. "

     Особо стоит обратить внимание на последние разговоры Тессы. Она изменилась, она повзрослела. Перед нами уже не взбалмошный подросток, перед нами созревшая личность. 

 " Памятка для Зои.
Не рассказывай дочери, что планета гибнет. Показывай ей только прекрасное. Береги ее, заботься о ней, несмотря на то что твои родители не смогли позаботиться о тебе. И никогда не связывайся с парнем, который тебя не любит. "

     Когда я читала эту книгу, то на некоторое время невольно остановился бег моих мыслей, и я смогла немножечко приблизиться к тому чувству, когда тебе кажется, что ты разгадал какую-то великую тайну. Это невозможно описать. Это непонятное чувство, когда душа сжимается и захватывает дух.

" Он говорит:
-Внизу может твориться все что угодно, но здесь ты об этом не знаешь.
 Я понимаю, что он имеет ввиду, быть может, в тех домишках кромешный ад, все вверх дном, мечты рассыпаются в прах. Но отсюда все кажется таким умиротворенным. Чистым. "

" При взгляде на море у меня кружится голова. Наверно, дело в вечном движении, остановить которое не под силу никому, как бы он этого ни хотел. " 

"На рынке кипит жизнь. Люди толкаются, как будто случилось что-то из ряда вон выходящее; все куда-то спешат. " 

" Папы нет и нет. Я слоняюсь по комнате. Вырываю перед зеркалом волосок. Он темнее прежних и почему-то вьется- как на лобке. Я рассматриваю его, разжимаю пальцы, и он падает на пол. Я рада, что могу бросить лишний волос на ковер. " 

"Вне тела кровь смотрится странно. " 

" Я стараюсь думать о цветке. Белом цветке в кружащемся голубом небе. Насколько малы люди, насколько уязвимы по сравнению со скалами, звездами. "

     А вы знали, что " Каждые семь лет наш организм меняется, каждая его клетка обновляется. Каждые семь лет мы исчезаем. "

     У Тессы добрая душа. Нет, я не могу обвинять её в том, что у неё было слишком много мрачных мыслей, слишком много негатива. Когда встречаешься со смертью один на один, то неизвестно какие мысли могут возникнуть у тебя... .

" Кэл утверждает, будто люди сделаны из ядерного пепла потухших звезд. Он говорит, что когда я умру, то вновь обернусь прахом, блеском, дождем. Если так, то я хочу, чтобы меня похоронили здесь, под яблоней. Корни дерева протянутся к месиву, бывшему моим телом,и высосут все соки. Я превращусь в цветок яблони. Весной я опаду на землю, как конфетти, прилипну к подошвам своих близких. Они принесут меня в дом в карманах, просыплют мою нежную пыльцу на подушки, и она навеет сон. Что же им приснится?

 Летом они меня съедят. Адам перелезет через забор и украдет меня, соблазнившись моим ароматом, круглыми румяными боками, блеском и здоровым аппетитным видом. Он попросит маму испечь со мной крамбль или штрудель и вопьется в меня зубами.
 Я лежу на земле и пытаюсь себе это представить. Правда, правда. Я мертва. Я превращусь в яблоню. Это вообще-то сложновато. "

     Тесса до последнего не переставала мечтать, и этим она мне очень понравилась. 

" Пятнадцать, подняться с постели, спуститься в гостиную и чтобы все оказалось шуткой.

Двести девять, выйти замуж за Адама.
Триста, пойти на родительское собрание и услышать от учителя, что наш ребенок – гений.     Вернее, все трое-Честер, Дейзи и Мерлин. "

Комментариев нет:

Отправить комментарий