понедельник, 11 ноября 2013 г.

Унесенные ветром. Маргарет Митчелл.





О том, какой замечательный роман "Унесенные ветром" я слышала тысячи раз. О том, что Маргарет Митчел покорила им практически всю женскую половину мира я давно знала. Но до сих пор я ни разу не читала эту удивительную книгу и ни разу не смотрела одноименный киношедевр. Почему?


Знаете, все-таки я верю в то, что любое знание, в частности, любая книга, приходит в тот момент, когда ученик готов. Если бы я прочла её в более раннем возрасте, вряд ли бы я поняла главную героиню Скарлетт О'Хара. 


И да...! Я восхищена её смелости, её упрямству, её целеустремлённости и бесстрашию. Словно неугасаемая звезда, она освещала себе дорогу вперёд в самые страшные бури и шла, пусть медленно, но верно к своей цели. Можно ли её осуждать? Не думаю, что мы имеем такое право. Эта была её судьба, её жизнь, и, если честно, за всё, что она натворила, она же и сполна заплатила. Гоняясь за призрачными иллюзиями в виде богатства и популярности, она шла по головам, она переступала через свою гордость и забывала о совести.


Жизнь Скарлетт с её поворотами очень поучительна. Была ли она счастлива? Скорее нет, чем да. А почему?


Только маячущие впереди богатство, комфорт, власть тревожили её. Она не жила в настоящем моменте. Она не хотела жить здесь и сейчас, когда не всё так идеально и хорошо. Скарлетт закрывала глаза на ту большую часть своей жизни, когда была бедна и нелюбима. Знаменитая фраза Скарлетт О'хара: "Подумаю об этом завтра" помогла не сломаться ей под гнетом неудач, свалившихся на шею.


Но разве можно обвинять её в нечеловечности и жестокости? Да, Скарлетт любила себя больше всех и ставила себя выше всех, но, всё-таки, капля милосердия теплилась в её сердце, и она не бросила ненавистную ей Мелани в тот момент, когда действительно могла сама умереть.


Или здесь сыграла её бескорыстная любовь к Эшли? Она по-настоящему любила его. Как слепой котенок до самого конца верила, что только с ним сможет быть счастлива.


Её любовь все ещё была детской мечтой о Прекрасном Принце, не требующей ничего, кроме поцелуя и признания, что и он её любит.


Как часто мы противимся судьбе и не хотим принимать её даров. И как часто понимаем , что жизнь давала нам куда больше счастья, любви и богатства, чем мы того просили. Да только не видели мы всего этого, потому что закрывали глаза на свое настоящее, на ту часть жизни, которая была в данный момент со всеми её прелестями. А когда осознаем это, то зачастую бывает уже слишком поздно...


Очень ярко Маргаретт Митчел удалось описать главную ошибку Скарлетт О'Хара в её разговоре с Реттом.


"... Может, я и мерзавка, но я не буду всю жизнь мерзавкой, Ретт. А эти годы - что ещё мне оставалось делать, да что ещё остаётся делать и сейчас? Разве могла я вести себя иначе? У меня такое чувство, будто я пытаюсь грести в тяжело нагруженной лодке, а на море - буря. Мне так трудно было держаться на поверхности, что не могла я думать о всякой ерунде, о том, без чего легко можно обойтись, - как, скажем, без хороших манер, или... ну, словом, без всякого такого. Слишком я боялась, что лодка моя затонет, и потому выкинула за борт всё, что не имело для меня особой цены.


- Гордость, и честь, и правдивость, и целомудрие, и милосердие, - хмуро перечислил он. - Вы правы, Скарлетт. Всё это перестаёт иметь цену, когда лодка идёт ко дну. Но посмотрите вокруг на своих друзей. Они либо благополучно пристают к берегу со всем этим грузом, либо, подняв все флаги, идут ко дну.


- Они идиоты, - отрезала Скарлетт. - Всему своё время. Когда у меня будет достаточно денег, я тоже буду со всеми милой. Такая буду скромненькая - воды не замучу. Тогда я смогу быть такой.


 - Сможете... но не станете. Трудно спасти выброшенный за борт груз: да если его и удастся вытащить, всё равно он уже безнадежно подмочен. И боюсь, что когда вы сочтёте возможным втянуть обратно в лодку честь, целомудрие и милосердие, которые вышвырнули за борт, вы обнаружите, что они претерпели в воде существенные изменения, и причем отнюдь не к лучшему..."


Тем, кто ещё не читал этот роман, очень советую. Не пожалеете. Безусловно, теперь это один из моих самых любимых романов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий